Помещаю определение Бога как Целого, в смысле Троицы, уверен, что было нечто подобное и относительно Двои. Это отрывок из Жития протопопа Аввакума - злейшего врага Никона. Его потом казнили. Читая Вертоград, мы невольно вспомнили о нём, когда читали про Бога в Вертограде. Это самое ясное описание как Целого и Единаго, которое я встречал, и очень постижимое.
Афанасий великий рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая вера, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго бога в тройце и тройцу во единице почитаем, ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав отечь, ин - сыновень, ин - святаго духа; но отчее, и сыновнее, и святаго духа едино божество, равна слава, соприсущно величество; яков отец, таков сын, таков и дух святый; вечен отец, вечен сын, вечен и дух святый; не создан отец, не создан сын, не создан и дух святый; бог отец, бог сын, бог и дух святый не три бози, но един бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобне: вседержитель отец, вседержитель сын, вседержитель и дух святый. Равне: непостижим отец, непостижим сын, непостижим и дух святый. Обаче не три вседержители, но един вседержитель; не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный. И в сей святей тройце ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три составы и соприсносущны суть себе и равны. Особно бо есть отцу нерождение, сыну же рождение, а духу святому исхождение: обще же им божество и царство. (Нужно бо есть побеседовати и о вочеловечении бога-слова к вашему спасению.) За благость щедрот излия себе от отеческих недр сын-слово божие в деву чисту богоотроковицу, егда время наставало, и воплотився от духа свята и Марии девы вочеловечився, нас ради пострадал, и воскресе в третий день, и на небо вознесеся, и седе одеснyю величествия на высоких и хощет паки прийти судити и воздати комуждо по делом его, его же царствию несть конца, И сие смотрение в бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не вообразитися. (Совет отечь.) Рече отец сынови: сотворим человека по образу нашему и по подобию. И отвеща другий: сотворим, отче, и преступит бо. И паки рече: о единородный мой! о свете мой! о сыне и слове! о сияние славы моея! аще промышляеши созданием своим, подобает ти облещися в тлимаго человека, подобает ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся совершити. И отвеща другий: буди, отче, воля твоя. И посем создася Адам. Аще хощеши пространно разумети, чти Маргарит: Слово о вочеловечении; тамо обрящеши. Аз кратко помянул, смотрение показуя. Сице всяк веруяй в онь не постыдится, а не веруяй осужден будет и во веки погибнет, по вышереченному Афанасию. Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю.
Я не перевожу этот отрывок полностью потому, что вижу и думаю, что современному человеку сей отрывок понятен есть, просто нужно его несколько раз прочитать. Однако, если у кого-то возникнут вопросы, обращайтесь либо к нашему преподавателю древнерусского языка Шулину Михаилу, либо здесь спрашивайте, постараюсь ответить. Небольшой комментарий к: Особно бо есть отцу нерождение, сыну же рождение, а духу святому исхождение - Бог-Отец - не родился, сын - родился, а Дух Святой - исхождение. Говоря языком физики и философии: Отец - пустота, сын - полнота, Дух Святой - поле между ними; Или же: Бог-отец - непроявленное, Бог-Сын - проявленное, Дух Святой - Сила Жизни; Или же: Бог-Отец - плюс/+, Сын - минус/-, Дух Святой - электрический ток между полюсами. И это всё вместе, как Целое, никто из них не может рассматриваться отдельно - это как Афина, Гера и Афродита - Мудрость, Жертва, Любовь - в мифе о падении Трои и о том как Дева Обида пришла на Русь (читайте мою книгу Слово о полку Игореве. Если хотите познать женщину, нужно все эти три её составляющие взять вместе, но никак не по отдельности (ведь мужчину сейчас интересует в основном Афродита, то есть нижняя часть женщины)).
|