Отрывок из одной книги по Дзэну:
Совершенная Мудрость Будды
Совершенная Мудрость Будды имеет две грани: одна называется «Мудрость знающего вещь как она есть», а другая – «Мудрость Знающего Всё». Первую мудрость можно понять как «Вертикальную», вторую – как «Горизонтальную». Представьте себе воду в чаше. Обычный человек увидит её ничем иным, как чашей простой воды, утоляющей жажду; химик – как соединение водорода и кислорода, физик – чем-то выражающим отношение и причинность, просветлённый Бодисаттва – как проявление собственного ума, а Будда – как проявление совершенного состояния Будды. В этом простом объекте –чашке с водой – сходится великое множество областей существования и глубин бытия, которые наш рассудок может достичь, измерить и воспринять. Мелкость или глубина нашего ума определяет области, в которые он может проникнуть. Поэтому «Вертикальная Мудрость Будды» - это проницающий взгляд, последовательно пронзающий все различные уровни и области существования, чтобы коснуться самых глубин самого Бытия. Это мудрость глубины; мудрость, которая выходит за пределы здравого смысла, науки, философии и религии; мудрость, которая проникает в самые глубины Дхармы (Дара ума – В.Ж.) – неописуемой и немыслимой «таковости» (такоты – В.Ж.). Это «Вертикальная Мудрость». С другой стороны, значение «Горизонтальной Мудрости» или «Мудрости Знающего Всё» ясно из самого термина. Оно обозначает всеведующий аспект Мудрости Будды, которая способна знать всё и поэтому довольно трудна для восприятия современных людей. Знаменитый китайский философ Чжуань-цзы сказал: «Жизнь конечна, тогда как знание бесконечно. Гнаться за бесконечным знанием в этой конечной жизни воистину безнадёжно!» Люди 20-го века особенно симпатизируют утверждениям этого типа. В старину, несомненно, были некоторые великие учёные или мудрецы, которых современники считали «знающими всё»… Но ныне мы считаем самонадеянностью утверждение человека, что он знает всё даже в одной области знания. Поэтому многим людям кажется, что Всезнающая Мудрость – нечто сверх естественное и недосягаемое для человеческого ума. В противоположность этой общей точке зрения Буддизм однако утверждает, что каждое живое существо – потенциальный Будда, способный достичь состояния Будды (которое включает в себя эту Всезнающую Мудрость), если он предпринимает правильные и достаточные усилия. Если это так, как тогда Буддизм объясняет нам такую возможность как «всезнание»? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала проанализировать образцы и формы, в русле которых работает человеческий ум. В результате такого анализа учёные Махаяны заключили, что человеческий ум действует в соответствии с шестью основными моделями или способами мышления: оно накопительное, ограниченное, противоречивое, обманчивое, слабое, расточительное и цепляющееся. Под влиянием этих порочных и глубоко укоренившихся путей мышления, мы считаем естественным полагать, что «Всеведующая Мудрость» нечто привлекательное для созерцания, но полностью недоступно нашему постижению. Но предположим, если бы мы смогли трансформировать эти порочные модели мышления, вдоль которых до сих пор работает наш ум, в новые формы, поднимая ум к новым горизонтам и освобождая его от ограничений, показалось бы тогда Мудрость Всезнания такой же недостижимой, что раньше?... Перед тем, как ответить на этот вопрос, мы должны сначала изучить шесть основных способов человеческого мышления, упомянутых выше (см. ниже).
Обратите внимание, что состоянием Будды может овладеть каждый, и состоянием Иисус Христос тоже может овладеть каждый - так наши предки когда-то считали. А современное православие этот путь закрыло, оно ослабило нас и заточило в тюрьму неведения. И ещё обратите внимание. В книге Дорога Домой, опираясь на Печать премудрого царя Соломона я привожу такую схему (подробности см.):
Дарение
Дар ума Дарма Дхарма - Ум МN Му - Му-дар Мудрость
Недра
Эта схема полностью отражает Вертикальную и Горизонтальную мудрость Будды.
Нет, друзья, схема правильно не отражается, поэтому ищите её в книге, точка отправления - МN
|