Государство - это "я" народа. А "я" - это форма, правила. Идеология - это то, каким "я" хочет казаться. С точки зрения человека, "я" часто может ненавидеть свою сущность, если она нарушает правила. У меня когда-то был разговор с внутренним "я",и оно мне сказало: я – форма, и я буду всегда, я вечна, я ненавижу тебя, потому что ты непредсказуема и потому что ты всегда нарушаешь правила, и если понадобится, я убью тебя. И в государстве те, кто не соблюдают правила, не вписываются в идеологию, обычно наказуемы. Но форма должна меняться соответственно содержанию. А это возможно, если государство разумно. Но важнее всего (и это соответствует православному христианству) путь человека внутри себя. Его личный путь, его испытания (которые, конечно, вписываются в контекст государства и времени, но созданы лично для него, ведь все мы рождаемся в лучшее для нас время). Христианство - это практика и, мне кажется, невозможна в качестве идеологии, так она с большой долей вероятности превращается в фарисейство. Это путь к внутренней свободе (в евангелии от Иоанна о свободе хорошо написано). И должно оно идти не от головы, а от сердца. Можно заставить человека ходить в церковь, но невозможно заставить исповедовать его в сердце. Самое большее, чему можно научить в рамках школы разума - это внутренней свободе, умению жить в системе, но не отождествлять себя с ней. То есть "кесарево - кесарево, а Богу - Богово". А когда кесарево вступает в конфликт с боговым, с внутренним путем человека, тогда появляются христианские мученики, например. Ну я не только о христианстве говорю. Это вещи общечеловеческие. Сложные времена всегда ставят человека перед таким выбором: написать ли кляузу на соседа, отречься ли от родителей, спасти ли другого человека, накормить ли голодного. Причем, если человеку угрожает смерть - это одно, а если он в относительном спокойствии и достатке находится и клевещет на другого или обделяет его просто потому, что система велит - это другое. Ну, как-то так.
И вообще лучшее государство - то, которое не мешает жить своему народу - землю пахать, детей рожать, и его присутствие в жизни людей минимально. Но сегодня государство, какие бы ценности оно ни провозглашало (как и наше "Я") стремится контролировать все, любое движение, каждую мысль своих граждан, а с появлением новых технологий это все проще сделать.
|