Вы сделали удивительно точное наблюдение, Гульчитай.
Гульчитай писал(а):
просто знаю, часто за "иронией" скрывается ранимость, страх...
я в критичиских ситуациях могу хихикать по идиотски
когда смотрела Страсти Христовы...так себя и вела, меня даже женщина толкнула в бок...а мне так было страшно на все это смотреть, что ушла с середины фильма
Есть одна замечательная книга, я её периодически перечитываю.
Роберт Хайнлайн "Чужак в чужой стране". Это редкая по качеству фантастика.
Главный герой не умел смеяться. Он умел очень многое, чего не умели другие люди, а смеяться - нет.
"... Майк, — улыбнулась Джил, — сейчас ты пошутил.
— Я не хотел… И я не вижу в этом ничего смешного. Джил, я недостаточно хорош даже для тебя… Раньше ты часто смеялась, а я так и не научился этому. Теперь ты забыла про смех. Не я стал человеком, а ты становишься марсианином.
— Я счастлива с тобой, милый. Ты, наверное, просто не замечаешь, когда я смеюсь.
— Если бы ты засмеялась на Маркет-стрит, я услышал бы. Я грок. С тех пор, как перестал пугаться смеха, я все время замечаю, когда кто-то смеется. В особенности ты. Если бы я грок смех, я грок бы людей… мне кажется. И тогда я смог бы помочь кому-нибудь вроде Пат… научил бы ее тому, что знаю сам, узнал бы то, что знает она. Мы смогли бы понять друг друга...
...Но сегодня даже мизантропия верблюдов не изменила настроения Майка. Не подняли его и обезьяны. Они с Джил стояли перед клеткой с семейством обезьян-капуцинов и смотрели, как они едят, флиртуют, нянчат детенышей, бесцельно носятся по клетке. Потом Джил стала бросать орехи.
Она бросила арахис одному самцу. Но раньше, чем тот поднес его ко рту, более крупный самец вырвал орех и закатил ему здоровенную оплеуху. Бедняга не сделал никакой попытки броситься на обидчика. Он только колотил лапами по полу и верещал в бессильной ярости. Майк очень серьезно смотрел на происходящее.
Неожиданно обиженный капуцин метнулся через всю клетку, схватил еще меньшую обезьяну, повалил ее на пол и задал трепку, гораздо более сильную, чем получил сам. Побитая обезьяна, всхлипывая, поковыляла прочь. Остальные капуцины не обратили на это ни малейшего внимания.
Майк откинул голову и засмеялся… истерично и бесконтрольно. Ему не хватило воздуха, он задрожал, осел на пол, но все продолжал хохотать...
...— Майк, послушай меня! Прекрати!
Он на какое-то время успокоился, через минуту закашляются, потом снова захохотал, потом опять закашлялся, снова захохотал… Джил закрыла глаза и молчала, пока они не прибыли домой. Она помогла ему подняться наверх, раздела и уложила на постель.
— Все хорошо, милый. Если надо, отключись.
— Я в порядке. Наконец-то я в полном порядке.
— Надеюсь. — Она вздохнула. — Ты напугал меня, Майк.
— Прости, Маленький Брат. Я тоже испугался, когда первый раз услышал смех.
— Майк, что случилось?
— Джил… я грок людей.
— Что? «???»
— «Я правильно сказал, Маленький Брат. Я грок». Теперь я грок людей, Джил… Маленький Брат… драгоценная моя… чертенок мой со стройными ножками, развратный, сладострастный, распутный, влекущий… прекрасные грудки и нахальная попка… нежный голос и мягкие ладошки. Радость моя.
— Майк, я не узнаю тебя!
— О, я знал слова. Я просто не знал, когда или почему говорить их… И почему ты хочешь их слышать. Я люблю тебя, сердечко мое. Теперь я грок «любовь»...
...— Я грок людей. Я — один из них… поэтому теперь я могу объяснить это на языке людей.
Я понял, почему люди смеются. Они смеются, когда им больно… потому что это единственный способ унять боль.
Джил озадаченно уставилась на него.
— Может быть, я одна из тех, кто не принадлежит к людям. Я не поняла.
— Нет, ты принадлежишь к людям, маленькая обезьянка. Ты грок это настолько автоматически, что даже не думаешь об этом. Потому что ты росла среди людей. Я же — нет. Я был словно щенок, выросший вдали от собак, который не может быть таким, как его хозяева, и никогда не станет настоящим псом. Поэтому я должен был учиться. Брат Махмуд учил меня, Джубал учил меня, множество людей учили меня… и ты — больше всех. Сегодня я получил диплом — и засмеялся. Бедный маленький капуцин.
— Который из них, милый? Этот большой — просто подлец… Да и тот, кому я кинула арахис, тоже оказался таким же подлецом. Там определенно не было ничего веселого.
— Джил, Джил, любимая моя! Сколько марсианского тебе еще надо впитать.
Конечно, это не было весело, это было трагично. Вот почему я вынужден был смеяться. Я глядел на клетку с обезьянами — и вдруг увидел все те подлые, глупые и абсолютно необъяснимые вещи, которые видел, о которых слышал и читал, когда был со своим народом… И неожиданно мне стало так больно, что я захохотал.
— Но… Майк, милый, ведь смеются, когда хорошее настроение, а не тогда, когда страшно.
— Да? Вспомни Лас-Вегас. Когда вы, девушки, выходите на сцену, люди смеются?
— Ну… нет, конечно.
— Но ведь вы, девушки, самая прекрасная часть программы. Вы вызываете у людей хорошее настроение. Я грок теперь, что если бы они смеялись, то это бы оскорбило вас. Нет, они смеялись, когда у клоуна заплетались ноги и он падал… или еще над чем-нибудь таким же дурным.
— Но не все люди смеются над этим.
— Да? Может быть, я еще не полностью грок. Но расскажи мне что-то, что заставляет тебя смеяться, сердечко мое… расскажи анекдот или какой-то случай… что хочешь, но только то, что заставляет тебя смеяться до слез, а не просто улыбаться. А потом посмотрим, нет ли там где-нибудь неправильности… И будешь ли ты смеяться, если неправильности нет. — Он задумался. — Я грок, что, когда обезьяны выучатся смеяться, они станут людьми...
...Она мрачно сказала:
— Оказывается, вершина юмора, это когда кто-то падает в лужу. Не слишком-то приятно выглядит человечество.
— Ты неправа.
— Вот как?
— Я думал… мне говорили… что смешное — хорошо. Это не так. И это вдвойне не так по отношению к тому, над кем смеются. Как тот шериф без штанов.
Хорошее заключается в самом смехе. Я грок, что это мужество… и совместное деление… боли, скорби и обиды.
— Но… Майк, что же хорошего в смехе над человеком?
— Ничего. Но я не смеялся над маленькой обезьяной. Я смеялся над нами. Людьми. И вдруг я понял, что тоже принадлежу к людям, и уже не мог остановить смех. — Он помолчал. — Это все трудно объяснить, потому что ты не была марсианином, хотя я тебе очень много рассказывал. На Марсе никогда не происходит того, над чем можно посмеяться. Все то, что смешно нам, людям, на Марсе либо просто не может произойти, либо не допускается. Сердечко мое, того, что ты называешь свободой, на Марсе не существует. Все планируется Старшими. А то, что случается на Марсе из того, над чем мы смеемся на Земле, там не смешно, потому что не несет неправильности. Например, смерть.
— В смерти нет ничего смешного.
— Почему тогда на эту тему столько анекдотов? Джил, для нас… людей, смерть настолько страшна, что мы вынуждены смеяться над ней. Все эти религии… Они противоречат одна другой в каждом слове, но все они полны способов помочь людям осмелеть настолько, чтобы смеяться, хотя те и знают, что смертны..."