Инна Макаренко писал(а):
Помогая дочке разобраться с "Горем от ума" Грибоедова нашла вот такое описание. И.А. Гончаров говорит в своей рецензии:
Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в ее чувстве к Молчалину, есть много искренности. Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) свела ее с Молчаливым. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза,- возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомненья, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж - мальчик, муж - слуга - идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Насколько точно с моей точки зрения подмечено желание власти прикрытое светлыми чувствами, помощью, великодушием...По моим наблюдениям один это один из бичей своременных женщин...Сделать сердобольный вид, помочь, пожалеть, а на самом деле властвовать...Говорю это с чистой совестью, потому что сначала я это увидела и приняла в себе...
Вспонил, как в 1987-м году был на творческой встрече с Виталием Соломиным. Он рассказывал, что на самом деле мы уже плохо понимаем реалии "Горя от ума". В частности, он объяснял значение фразы "Кричали женщины Ура! и в воздух чепчики бросали". Оказывается, во времена Грибоедова последняя деталь одежды, которую женщины снимали, обнажаясь перед мужчиной, была именно чепчик.
Что касается Молчалина и Фамусова, то неслучайно и тот, и другой искали утешения у горничной Софьи.
Что касается бича "своременных" женщин, согласен. Когда тебе помогают с таким видом, в какой-то момент хочется просто сбежать. А с другой стороны, чувствуешь себя неблагодарной скотиной - мол, тебе помогают, а ты убегаешь. Такой вот двойной узел. Я бы сказал, узелище.
Или узилище...