Фильм «Фанфан»
Фильм «Фанфан» снят во Франции в 1993-м году, в главных ролях Венсан Перес и Софи Марсо.
Краткое содержание фильма.
Александр Крузоэ (Крузо) – врач-интерн уже пять лет живет с Лорой – дочерью владельца похоронного бюро.
На выходные Александр приезжает на море в дом своего деда, где встречает внучку его нынешней жены Фанфан – акробатку, занимающуюся на курсах парфюмеров. При встрече та рассказывает, что ее бабушка в разговоре приводила Александра как пример мужчины, сомневающегося в своей мужественности. Им приходится делить одну кровать и Александр всячески уходит от контактов и разговоров с новой знакомой.
Они понравились друг другу, ничего при этом не сказав. И если Фанфан в разговоре с отцом прямо говорит о том, что любит Александра, то он, общаясь с дедом, излагает свой план идеальной, на его взгляд любви – без привыкания, без прикосновений и секса, что, по его мнению, позволит избежать привыкания и обыденности. Он устраивает Фанфан обед в доме банкира, уехавшего в отпуск, говоря, что это дом его отца, и в это время возвращается хозяин. Вопрос удается решить без вмешательства полиции. Затем Александр везет подругу «в Вену» - в павильон, где его дед закончил сооружать декорации Вены начала 19-го века. Но по окончании сказочного вечера Александр отстраняется от Фанфан, желающей его поцеловать.
Затем он отклоняет ее предложение зайти к ней после похода по магазинам. Одновременно Александр поддерживает отношения с Лорой, дело идет к свадьбе.
Фанфан решается на откровенный разговор. Она и Александр встречаются в кафе, где он предлагает остаться друзьями, а она – закончить все игры. Тем не менее, после того, как Фанфан говорит о желании оказаться в доме у бабушки, Александр покупает в аптеке снотворное, подсыпает его в ее бокал и везет ее, спящую, на море.
Впервые Александр решается ее поцеловать, но в это время на моторной лодке приплывает Лора и сообщает, что, во-первых, все приготовления к свадьбе завершены, во-вторых, она ждёт ребёнка. Фанфан уплывает, дав на прощание пощёчину своему незадачливому приятелю.
По возвращении в Париж Александр узнает, что вторая новость была ложью и выбрасывает на асфальт приглашения на свадьбу, которые видит Лора. Отношения окончены.
Александр бежит к Фанфан, видит, как она садится в автобус, бежит за ним, но не решается зайти в него.
Он снимает комнату рядом с новой квартирой Фанфан, за которую втайне доплачивает домовладельцу разницу в цене и ставит вместо обычного зеркала во всю стену в комнате Фанфан полупрозрачное, позволяющее ему наблюдать за ее жизнью и будто бы быть вместе с ней.
По возвращении из путешествия Фанфан звонит Александру в соседнюю квартиру и предлагает поехать на выходные к бабушке и дедушке. Но вместе с ними едет Поль – давний приятель Фанфан. За обедом Поль объявляет о решении пожениться с Фанфан. Но по возвращению в Париж Александр видит, как Поль уходит, заявив, что не хочет быть артистом в комедии, задуманной и срежиссированной Фанфан.
Дед Александра рассказывает своей супруге о трюке с зеркалом. Та, в свою очередь, делится известием с внучкой. Фанфан возвращается в свою квартиру и предлагает Александру проявить себя, в противном случае угрожая разбить зеркало. Он включает свет. В разговоре Александр рассказывает о том, как в детстве часто видел утром в комнате матери новых мужчин. Впервые, когда это произошло, ему было настолько плохо, что он запретил себе чувствовать. Затем он поведал, что боится привыкания и обыденности. Предложение Фанфан прийти к ней он отвергает. Тогда Фанфан говорит, что если на следующий день в десять вечера он не будет у нее, то никогда больше ее не увидит.
В назначенное время он не приходит, а, придя к себе, поздно ночью видит на столе в ее комнате записку. Александр заходит в квартиру Фанфан и читает, что она уехала к своей сестре. Позвонив ее бабушке, он узнает, что у Фанфан действительно была сестра, но она в пятнадцать лет бросилась в Сену.
В это время разбивается зеркало – оказывается, это сделала Фанфан пришедшая в комнату Александра. Когда Александр подходит к ней, Фанфан обещает, что утром она бросит его, и ему придется целый день завоевывать ее заново… Таков ее рецепт от привыкания в любви.
На мой взгляд, это весьма глубокая притча об отношениях Мужчины и Женщины в современном расколотом мире. Любопытно, что она создана французами – признанными знатоками всех тонкостей взаимоотношений между полами. И за время, прошедшее после выхода фильма, он нисколько не устарел, наоборот, стал еще более актуальным.
Действительно, мужчины сейчас могут вступать в связь с женщинами, мечтая при этом об идеальной партнерше, к которой боязно и дотронуться, чтобы она не растаяла «как сон, как утренний туман». Полупрозрачное зеркало тоже прекрасный образ, отражающий разделенность полов, когда мы находимся рядом, но при этом не чувствуем тепла друг друга, не прикасаемся к партнеру, рисуя при этом в Уме образы Идеальной Женщины, абстрактной Вечной Женственности или Идеального Мужчины и, соответственно, олицетворения Вечной Мужественности.
Запрещая себе чувствовать, мужчина тем самым держит женщину на расстоянии и, причиняя ей боль, чувствует над ней власть. Об этом Фанфан тоже говорит Александру.
Символическим решением сложившейся сейчас патовой ситуации является приход Александра в квартиру Фанфан и Фанфан – в его квартиру. Это можно истолковать, как раскрытие в себе противоположного начала. В то же время авторы фильма, возможно бессознательно, показывают, что сейчас именно женщина способна разбить невидимый, но ощутимый барьер, разделяющий в наше время мужчин и женщин.
Вообще, в фильме Фанфан – живая, теплая и непосредственная, Софи Марсо прекрасно передала обаяние своей героини. В то же время Александр вполне оправдывает свою фамилию, он – словно Робинзон Крузо на незнакомом острове среди дикарей, сотканный и вылепленный из принципов и правил «как вести себя в приличном обществе», стремящийся подходить ко всему с куцым аршинчиком «цивилизованности». Неслучайно он часто повторяет: «цивилизованные люди», «оденьтесь, как это принято у цивилизованных людей!» и т.п.
Одна из наиболее потрясающих сцен - это попытки Фанфан и Александра дотронуться друг до друга сквозь холодное стекло. Это тонкая передача того, что происходит в нашем мире.
Очень советую посмотреть этот прекрасный фильм и почувствовать, как он отзывается внутри. Думаю, он позволит многое увидеть и раскрыть в себе и мужчинам, и женщинам.
|